Декор

резьба. С течением времени методы обработки древесины развивались и усложнялись - от обтесывания бревен к резьбе, которая также усложнялась с появлением новых режущих инструментов. Мелковолокнистая древесина легче поддается резьбе, чем крупноволокнистая, в частности дуб, из которого трудно резать мелкие детали. Оригинальная деталь, вырезанная из цельной заготовки, как правило, имеет монументальный вид, поскольку на нее шел отрезок целого бревна. Резьба, сделанная позднее с целью «облагородить» вещь, делалась по уже существующей детали, например по гнутой ножке. Изучая добротные, оригинальные образцы, вы постепенно научитесь видеть разницу. Более поздняя резьба значительно снижает стоимость мебели.

фанеровка. Наложение тонких листов или полос хорошей, дорогой древесины на каркас из более дешевых, грубых сортов - идеальный способ экономии. Некоторые виды древесины, в частности атласное дерево, королевское дерево и коромандель, применялись только для изготовления шпона. Это было вызвано или дефицитом и дороговизной древесины, или тем, что стволы деревьев были слишком тонкими. Древесина ореха и красного дерева шла и на шпон, и на доски. В XVII и XVIII столетиях шпон ручной работы обычно имел толщину 0,3 см. При ближайшем рассмотрении таких деталей мебели, как, например, торцы дверок буфета, можно увидеть технологию их изготовления. При распиловке бревна вдоль получается шпон продольного распила, при поперечной распиловке - шпон поперечного распила, в последнем случае образуется так называемый «устричный» узор.

Комплекты из двух пластин, соединенных одна с другой так, чтобы одна была зеркальным отражением другой, или четырех таких пластин, сходящихся в центре панели, известны под названием «четверть». При поперечной распиловке бревен ореха, ясеня, бука и тиса, имеющих наросты, получается красивый шпон с «ореолом». Современные машины позволяют получить тончайшие листы и пластины шпона. Иногда в допол­нение к основной фанеровке по краям передних стенок ящиков и верхней панели крепятся небольшие полоски шпона - так называемые накладки. Поперечные накладки - более короткие. Они крепятся под прямым углом к основной фанеровке. Продольные накладки крепятся вдоль основной фанеровки, например, вдоль ящика. Накладка типа «елочка» представляет собой узкие полоски шпона, расположенные под острым углом одна к другой.

маркетри, или интарсия, - вид художественной фанеровки, при котором кусочки древесины образуют определенный узор.

Кусочки шпона различных пород дерева позволяют создать поразительный эффект. Маркетри в виде геометрического узора называется паркетом. Интарсия отличается от инкрустации, при изготовлении которой используются различные материалы: слоновая кость, перламутр, драгоценные металлы и шпон. При этом тоже получаются узоры или даже картины. Ленточный орнамент из узких полос шпона контрастирующих цветов также служит для украшения мебели.

позолота. Еще в глубокой древности изделия из дерева украшали позолотой - тончайшими листками золота (сусальное золото). На поверхность деревянного изделия наносили несколько слоев левкаса, а сверху наклеивали золотую пластинку. При водном золочении в левкас добавляли смесь красной глины с яичным белком и горячую воду. Вода использовалась для увлажнения поверхности перед наложением золотого листка, иногда в два слоя, для лучшей полировки. Для удешевления процесса золочения использовали льняное масло, которое варили до отвердевания, а затем смешивали с охрой. Золотой листок держался на такой основе очень прочно, образуя с ней как бы единое целое.

лакирование. В Китае и Японии на поверхность мебели и других предметов в процессе лакировки наносили до 200 слоев натурального лака, приготовленного из очищенного сока дерева КНиа уегпк1}ега. Европейцы во второй половине XVII в. пытались использовать технологию лакирования, но, не открыв секрета самого существенного компонента лака, стали вместо него использовать шеллак (смолистое вещество, выделяемое некоторыми насекомыми). Позже высококачественный лак из Японии начали ввозить в Европу, процесс лакирования в Англии стали называть джапанированием (от английского «Джапан» - Япония). В Англии, в городке Понтипул, возникла мануфактура, где изготовляли декоративные изделия из жести, покрытой японским лаком. Впоследствии они получили название «понтипулы». В Нидерландах научились делать замечательные аналоги восточных лаков, а во Франции термином Уегпю МагИп стали называть изделия с лаковым покрытием на основе вещества, изобретенного в 1730г.

окрашивание. Недавно вошла в моду окрашенная мебель с трафаретным орнаментом, но современный ее вариант - это лишь отражение стиля, который был известен еще в XIV и XV вв. В то время самой распространенной краской была темпера (измельченный пигмент, смешанный с лаком, клеем и яичным белком), которую наносили поверх гипсового левкаса. Некоторые знаменитые итальянские художники эпохи Возрождения тоже расписывали мебель. В XVIII в. мебель с фанеровкой из атласного дерева и бука украшали бордюрами и медальонами в классическом стиле и покрывали лаком. В XIX в. дерево разрисовывали «под мрамор». Яркими росписями украшены предметы крестьянского обихода: шкафы и буфеты. Изысканность расписной мебели XVIII в. пытались воспроизводить в начале XX в. в Англии. Хорошо выполненные предметы этой эпохи также ценятся достаточно высоко.